Самолеты не падают – их роняют

Фото: tuapsevesti.ru

В Туапсе живет человек, который знает авиацию изнутри – каждый болт, каждый завиток авиадвигателя, трансмиссии, механизм крыла, секреты шасси… Как эксперт, более 20 лет выезжал на авиакатастрофы. Уверен: самолеты не падают – их роняют.

– Первое, что пришло на ум, по сообщениям и видеокадрам с места катастрофы: обледенение самолета.
Валил густой мокрый снег, температура была около нуля градусов.

Но как такое могло произойти?

Самолет — конструкция с точно рассчитанными аэродинамическими поверхностями, особенно крыльев и рулей управления. Налипающий лед резко ухудшает расчетную аэродинамику их обтекания с образованием срыва потока, падением подъемной силы и управляемости.
Все самолеты класса данного Ан-148 сконструированы по специальным требованиям полетов в условиях обледенения и проходят стендовые и лётные испытания до запуска в серийное производство.
На земле, перед вылетом в непогоду, самолет проходит обработку противооблединительной жидкостью (типа душа) с температурой около 70 градусов. Жидкость смывает налипший снег и лед и образует тонкую защитную пленку на поверхности самолета.
Если взлет задерживается более, чем на полчаса, обработку проводят повторно.

Конструктивно, на самолете также предусмотрена противообледенительная система (ПОС). В полёте при предпосылке обледенения (температура, близкая к нулю, мокрый снег) она включается летчиком. Передние кромки крыльев и стабилизатора, а также лобовые стекла кабины пилотов обогреваются, как правило, от электросистемы, а воздухозаборники двигателей – горячим воздухом от двигателей.
Очень важен также обогрев приемника полного воздушного давления (ППД) – эта фактически такая трубка в носу самолета, выставленная вперед. ППД – важнейшая часть конструкции прибора контроля скорости полета, он соответственно связан и с автопилотом. При отказе системы обогрева одного из ППД (например, перегорела электроспираль) трубка датчика может быстро забиться льдом и приборная скорость полета, воспринимаемая летчиком или автопилотом, резко снизится, возможно и до нуля.
Но таких ППД на самолете устанавливается 3. По одному для каждого пилота и резервный. Необходимо только вовремя сверить их показания.
Да и бортовой компьютер с речевым информатором не дремлют и дают речевое и сигнальное оповещение об отказе.

По предварительному расследованию катастрофы Международным Авиационным комитетом (МАК) при расшифровке параметрических самописцев было обнаружено, что перед последним взлетом экипаж небрежно выполнил обязательную карту подготовки полета: не включил и не проконтролировал обогрев всех трех датчиков ППД. Досадно, что на этом же самописце были зафиксированы параметры последних 15 полетов и во всех случаях обогрев ППД был включен!

Дальше – понятно и, почти неизбежно…
При наборе высоты все три ППД быстро забились льдом, приборная скорость стала резко уменьшаться.
Не смотря на предупреждение речевого информатора, пилоты отключают автопилот (а он и не может управлять самолетом, получая сигналы нулевой скорости полета) и начинают ручное управление.
Пилотов учат (это остается уже на уровне рефлексов): упала скорость – опускай нос, разгоняй машину.
Ибо ничего нет страшнее потери скорости, особенно, на взлете.
Пилоты так и сделали. Высота падает, а скорость по приборам (якобы) не растет. Оценить положение тумблера отключенного обогрева ППД, других приборов: авиагоризонта, вариометра (прибор, указывающий скорость подъема или снижения) не хватает ни времени, ни опыта.
Визуально, за лобовым стеклом сплошная белая мгла без видимой линии горизонта.
Вот так и врезались в планету на фактической скорости более 800 км/час.
Глупо, обидно, непрофессионально…

Аналогичный случай был в той же воздушной Московской зоне а/п Домодедово в 1986 г. с самолетом Ту-154.
Экипаж так же забыл включить обогрев всех трех ППД, вошел в облачность, в которой стало развиваться интенсивное обледенения датчиков.
Так же упала приборная скорость. Командир так же почти рефлекторно отдал штурвал от себя, переведя самолет в снижение.
Скорость (якобы) не растет. Командир переводит самолет уже в крутое пикирование.
К счастью, вовремя вывалились из облаков, увидели линию горизонта и смогли оценить свое пространственное положение.
Оставшейся высоты 1800 м еле-еле хватило, чтобы вывести машину из пике с перегрузками, превышающими расчетные.
Вывернулись, сели. Однако после посадки на планере и крыльях самолета были обнаружены остаточные перегрузочные деформации, все листовые обшивки пошли гофрами.
Самолет не подлежал восстановлению и был списан.
Экипаж долго «пороли», но оставили в строю. Видимо, приобретя такой опыт, все потом долго и безаварийно летали и счастливо завершили свою летную карьеру.
В СССР была четкая система подготовки классных пилотов. Сначала будущий командир должен налетать определенное количество часов на малой авиации. На кукурузниках, на Анах, поработать над полями, совхозами. «Мимино» помните?
Потом – перейти на самолет среднего класса, опять же начиная с кресла второго пилота. И так – по ступеням вверх.

Только такая авиация дает ему ни чем не заменимый опыт ручного пилотирования. И еще не каждый второй пилот становился командиром. Не случайно помимо профессиональных навыков нужен талант управления коллективом (экипажем), а также отменное здоровье и устойчивая психика. С человеком может случиться все что угодно, но за этим «все что угодно» – жизни людей. Был, например, случай, когда над Новокузнецком чуть не рухнул самолет, потому что пилота «позвали голоса», мол, он должен умереть здесь, пролетая над той землей, где он когда-то родился. Только силовое вмешательство остальных членов экипажа позволило спасти полет.

Как представитель завода, я занимался эксплуатацией двигателей самолетов Ту-22М3, Ту-144, Ил-86, Ту-160 в полевых условиях. В том числе выезжал и на катастрофы. Потом много лет отработал на Ростовском вертолетном заводе и в вертолетном КБ им. М.Л. Миля – тоже в отделах эксплуатации. Побывал в 255 городах всех 15 республик бывшего СССР. А когда в 90-х авиация рухнула… Тогда по четыре месяца не платили зарплату, и ты думал, что купить завтра в семью – полбулки белого хлеба или полную буханку черного. А здоровье уже было подорвано Чернобылем (куда откомандировали в трудное время), а в КБ трудились по-прежнему по 12-14 часов в день, чтобы спасти нашу авиационную отрасль. В общем, понял, что погибну. Здоровье не выдержало. Ушел. До сих пор снятся самолеты, до сих пор не теряю связи с коллегами, дружим, общаемся, встречаемся на авиавыставках. Я считаю, что я по-прежнему в авиации.

У катастроф есть закономерности

– Я был участником расследования катастрофы вертолета в Грузии в 1987 году. Установленная причина: при заправке маслом муфты хвостовой трансмиссии несколько капель масла попало на другую деталь – подшипник опоры (у него своя смазка). И вот в полете смесь эта «сработала» так, что подшипник перегрелся, опора трансмиссии разрушилась, и прервалась связь с рулевым винтом. Огромный МИ-26, вращаясь, начал падать. Запомнился мне этот случай потому, что вертолет был военный, и кроме экипажа летело несколько служебных пассажиров. У летчиков были парашюты, у пассажиров – нет. Их, военных сослуживцев, бросить было нельзя. Они во время падения попробовали прыгнуть тандемом. Пассажир цеплялся за лямки парашюта, который был на летчике. Так и прыгали вдвоем. Но спастись не удалось никому. При открывании парашюта получается такой рывок, что руки человека не выдерживали – он отлетал как пушинка. И в конце концов падающий вертолет накрыл парашютистов в воздухе, разрубив огромным, 34 метра в диаметре, винтом. И была еще жертва – на земле. Мальчик-пастушок наблюдал падение снизу. И погиб. А всего-то – масло попало на подшипник. Было и так, что во время полета оторвался крохотный болт и по закону Мерфи попал в самое уязвимое место – в механизм управления шагом несущего винта, управление заклинило, вертолет упал на спину. В авиации не бывает мелочей…

Известный случай, вошедший в книгу рекордов Гиннеса. На Дальнем Востоке Ан-24 столкнулся в небе с военным Ту-16. Бомбардировщик пропорол крылом, как ножом, салон гражданского самолета. Женщина оказалась на крыле падающего лайнера (крыло отлетело и планировало отдельно). Так, планируя, она спустилась с высоты 5 тысяч метров и приземлилась в лесу.

Хочется сказать: «Так не бывает», когда однажды при посадке на Як-40 командир думал, что самолетом управляет второй пилот, а второй пилот был уверен, что командир…
Хочется сказать – так не бывает, когда на взлете, при разбеге, бортинженер почему-то решает убрать шасси. Самолет упал на брюхо. Повезло, все остались живы. Но самолет списали.
В тот экипаж на подмену заболевшего пришел бортинженер с другого экипажа. Говорит: «Я привык убирать шасси по взмаху руки своего командира. Он махнул – я убираю. И тут так сделал по выработанной привычке. Откуда я ж знал, что этот командир муху отгонял, севшую ему на нос…»

Об авторе

Павел Петраков испытывал авиационные двигатели. В Чернобыле с коллегами придумал и установил на вертолетах так называемые «метелки», с помощью которых вертолетчики развеивали… кукурузную патоку – идеальный способ забить радиоактивную пыль. Работал в вертолетном КБ имени Миля, сертифицировал МИ-26. И расследовал авиакатастрофы… Об авиации Павел Петраков мечтал с детства. Но зрение подвело. Тем не менее, он закончил Куйбышевский авиационный институт, занимался эксплуатацией двигателей самолетов, работал в вертолетном КБ им. М.Л. Миля.

Светлана Светлова
 
По теме
© Фото пресс-службы МАК - Yuga.Ru Появились новые подробности расследования авиакатастрофы с самолетом «Саратовских авиалиний» в Московской области Запись с черного ящика восстанавливали несколько дней из-за сильных повреждений.
16.02.2018
В Сирии сбили российский штурмовик Су-25 - Югополис Погибший пилот самолета - выпускник Краснодарского авиаучилища.  RT Российский самолет Су-25 был сбит в субботу, 3 февраля, в сирийской провинции Идлиб.
04.02.2018
 
В ГУ МВД по Ростовской области прокомментировали появившуюся в СМИ информацию об обнаружении партии наркотиков в одном из отделов полиции Ростова-на-Дону По словам представителя ведомства,
22.06.2018
 
© Фото с сайта pixabay.com - Yuga.Ru Киевский районный суд Симферополя 22 июня вынес приговор бывшему заместителю председателя крымского правительства Олегу Казурину, которого признали виновным во взяточничестве Рассмотрение дела началось в январе.
22.06.2018
В ГУ МВД по Ростовской области прокомментировали появившуюся в СМИ информацию об обнаружении партии наркотиков в одном из отделов полиции Ростова-на-Дону По словам представителя ведомства,
22.06.2018 Yuga.Ru
59 Часть станицы Полтавской 22 июня осталась без электричества с 7 часов утра Полной неожиданностью для жителей нескольких микрорайонов райцентра стало то, что в 7 часов утра вдруг перестали работать все электроприборы.
22.06.2018 Голос Правды
22 июня — особая дата в календаре. В этот день в 9:30 в парке 30-летия Победы состоится митинг-реквием в память о погибших и пропавших без вести на полях сражений, в разрушенных городах и сожженных селах,
22.06.2018 Армавирский Собеседник
Под стук метронома - Газета Трибуна Под стук метронома Прошло уже 77 лет, исчезли пепелища сожженных городов, выросло новое поколение… Но в памяти людей 22 июня 1941 года навсегда останется не просто роковой датой, а рубежом,
22.06.2018 Газета Трибуна
Сочинские танцоры из ансамбля грузинских танцев "Имеди" выступили на главной сцене страны – в Большом кремлевском дворце Ансамбль "Имеди" – коллектив по танцевальным меркам достаточно молодой,
22.06.2018 Новости Сочи
Не оставил равнодушным шоу-концерт образцового вокального ансамбля «Гармония».
22.06.2018 Газета Единство
В дни летних школьных каникул в Динском историко-краеведческом музее представлена передвижная выставка «Радуга на крыльях».
21.06.2018 Газета Трибуна
Вениамин Кондратьев: «Важно, чтобы на стадионе «Фишт» появилась команда, которая будет показывать на нем великолепную игру» - Администрация Краснодарского края Об это глава региона сообщил в интервью «Известиям». В беседе с журналистами губернатор поделился впечатлениями от стартовых игр чемпионата мира.
22.06.2018 Администрация Краснодарского края
Соперничество на пользу - Газета Единство В конце мая мы провели открытое первенство района по бадминтону среди юношей и девушек 2004-2005 гг.
23.06.2018 Газета Единство
Наш курорт славен не только своим теплым климатом, морским побережьем и прекрасными пейзажами.
22.06.2018 Прибой
Н у что ты будешь делать… Что ж у нас всё, елки-палки, не как у «нормальных людей»… Не успели мы как следует порадоваться неожиданно крупной победе сборной России над Саудовской Аравией, насладиться свалившимся счастьем,
21.06.2018 Независимая спортивная газета
Итак, на чемпионате Мира по футболу сборная России в первом матче показала захватывающую игру, «вдребезги» разбив сборную Саудовской Аравии со счетом 5:0 и «покорив» Египет со счетом 3:1.
20.06.2018 Газета Трибуна
Останки 19 воинов Великой Отечественной войны gorkluch.ru - МО г.Горячий Ключ предали земле в урочище Поднависла в День памяти и скорби. Почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны на мемориальный комплекс приехали ветераны, представители военных, силовых,
22.06.2018 МО г.Горячий Ключ
Под стук метронома - Газета Трибуна Под стук метронома Прошло уже 77 лет, исчезли пепелища сожженных городов, выросло новое поколение… Но в памяти людей 22 июня 1941 года навсегда останется не просто роковой датой, а рубежом,
22.06.2018 Газета Трибуна
В Сочи возможен сильный дождь - Администрация г. Сочи На территории курорта с вечера 22 июня до конца дня 23 июня возможен кратковременный дождь, местами сильный, и гроза.
22.06.2018 Администрация г. Сочи
25 июня в связи с проведением плановых ремонтных работ ПАО «Кубаньэнерго» Тимашевские ЭС с 9-30 до 17-00 будет произведено отключение электроэнергии ст.
22.06.2018 Администрация МО Калининский р-н
59 Часть станицы Полтавской 22 июня осталась без электричества с 7 часов утра Полной неожиданностью для жителей нескольких микрорайонов райцентра стало то, что в 7 часов утра вдруг перестали работать все электроприборы.
22.06.2018 Голос Правды