Новости города БезФормата.Ru
Туапсе
Главные новости
 
Задать вопрос?

Не щадя крови и самой жизни

Спустя 12 дней плавания, оставив за кормой 4 тысячи миль, подводные лодки С-51 и С-56 пришли в Панаму и после шестичасового прохода по каналу, ошвартовались на американской военно-морской базе Коко-Соло, расположенной на выходе в Карибское море.

На стоянку отводилась целая неделя: экипажам предстояло произвести профилактический ремонт дизелей, ведь от Владивостока до Панамы подлодки прошли 9,4 тысячи миль, отрегулировать кингстоны, покрасить корпуса субмарин. На палубе и пирсе, где производились основные ремонтные работы, натянули тенты, оборудовали души. От изнуряющего зноя моряки спасались ежечасным приёмом душа, а от жажды — лимонами.

В полдень 2 декабря, после прощания с американскими моряками, подводные лодки вышли в Карибское море. «Идём в Галифакс с заходом в Гуантанамо на острове Куба для ознакомления с обстановкой и смены конвоя», — записал в своём дневнике Щедрин. Вечером 4 декабря миновали Ямайку, а на следующее утро причалили к пирсу американской военно-морской базы Гуантанамо. Здесь особо не задерживались: приняли пресную воду и по 100 футов свежего мяса, после чего в 12.45 отошли от пирса. В тот же день подводные лодки вышли в океан.

Атлантика встретила русских неприветливо. В районе Саргассова моря 8 декабря на советских моряков обрушился тропический циклон. В тот день погода с утра стояла пасмурная, в течение дня несколько раз шёл дождь. После обеда погода резко начала портиться, увеличилась волна. К вечеру стихия совсем разыгралась, много воды попадало в люк, чуть не смыв сигнальщиков на лодке Щедрина. В бушующей океанской стихии подводные лодки потеряли друг друга.

На следующий день погода ухудшилась ещё больше. «К 20 часам я поднялся на мостик менять курс, — отмечал Щедрин в дневнике 9 декабря, — но здесь неожиданно началось светопреставление. Волны набросились со всех сторон, причём сумасшедшей высоты. Лодку всё время заливает. Страшный шум, команд не слышно. Лёг на курс 60°, дал малый ход. Вода беспрерывным потоком поступает в люк и через шахту подачи воздуха к дизелям. Убрал с мостика второго сигнальщика, закрыл люк. Остался наверху я, вахтенный командир и сигнальщик. Лодка почти всё время под водой. Начало ломать мостик. Вперёд сломало и унесло флагшток с флагом, затем выбило стёкла, по счастливой случайности мне только слегка порезало нос, и — самое неприятное — начало вырывать из-под ног настил. Лодку сильно бьёт, небо чёрное, как смоль, направление волны и ветра определить невозможно. Давление настолько низкое, что даже дышать тяжело...»

Ураган отбросил С-56 на шестьдесят миль от намеченного курса, повредил корпус и цистерны главного балласта, затопил снарядный погреб. Несмотря на выход из строя ряда приборов и механизмов, включая гирокомпас, 12 декабря С-56 достигла канадского порта Галифакс, где её уже ждала С-51, которая пришла сюда несколько раньше. По прибытии в Галифакс С-56 была поставлена в аварийный ремонт.

Спустя два дня в Галифакс пришли С-54 и С-55. Добрались они благополучно, но при выходе из Карибского моря в Атлантический океан чуть не стали добычей немецких субмарин. Около 18 часов 8 декабря, когда подводные лодки С-54 и С-55, миновав архипелаг Багамских островов, вышли в Саргассово море, по подлодке Братишко была выпущена торпеда, но он от неё увернулся и она прошла в 20 метрах по борту.

В Галифаксе все пять советских подводных лодок соединились. 15 декабря капитан 1-го ранга А. Трипольский и командиры лодок были приглашены с визитом к командующему восточным побережьем Канады контр-адмиралу Муррею. У штаба их встречали с почётным караулом и с музыкой. Адмирал поздравил советских моряков с благополучным прибытием и обещал сделать всё возможное для удовлетворения всех их нужд, извинился, что в городе нет квартир, чтобы устроить всех офицеров и матросов жить на берегу.

Командир группы советских подводных лодок пригласил на завтра адмирала к себе. Принимать союзников решили на подлодке Щедрина. Григорий Иванович впоследствии вспоминал: «…выстроили команду. Ждём адмирала. Ровно в 11 прибыл адмирал, сделал смотр командам и маханул речь — о том, что он счастлив видеть в своём порту советских моряков. О том, что климат Канады и России похож, и правда — сегодня здесь морозец и валит снег. С ответным словом выступил комдив. Матросы дружно рявкнули  «Ура!!!» в честь адмирала, чему он, по-моему, остался чрезвычайно доволен. После этого я пригласил адмирала осмотреть корабль и отобедать вместе с нами. Что он и проделал. За обедом, конечно, выпили. Поднимали тосты стандартные — за дружбу, за победу, за народы, за адмирала, за комдива, за командира лодки и т.д., в общем, на 12 бутылок. Адмирал остался страшно доволен».

На следующий день были получены подарки от Красного Креста Канады — каждому командиру и краснофлотцу по небольшому мешочку. Подарки стандартные — зубной порошок, носовые платки, зубные щётки, нитки, иголки, немного конфет, трубка, табак и другая мелочь. Но не это важно, а то, что подарено это всё было от чистого сердца. На борту С-56 побывал и сам представитель Красного Креста в Галифаксе доктор Мэрфи. Он выдал на всех по два свитера, шарфы, перчатки, для вахты — тёплые шубы, тёплые сапоги, по несколько пар шерстяных носок. Щедрин вспоминал: «Он всё спрашивал: «Скажите, что ещё нужно для советских моряков? Всё достану!» Я его благодарил и сказал, что ничего не нужно. Когда он узнал, что мне нос сломали футболом, то он сказал комдиву: «Пришлю два футбольных мяча, и один обязательно отдайте Щедрину».

В Канаде советских моряков встречали так же приветливо, как и в США. Наши моряки не могли отказаться от многочисленных приглашений — пришлось побывать у губернатора провинции и мэра города, начальника гарнизона и командиров различных воинских частей. Владелец одного из кинотеатров города распорядился пропускать всех русских моряков бесплатно. Совместно с канадскими матросами советские моряки дали для личного состава гарнизона концерт самодеятельности. Вообще канадцы относились к русским в тот период очень дружелюбно. «Около нас всё время целая толпа. Мы были в центре внимания. Каждый считал своим долгом с нами познакомиться и выразить свою симпатию русским, — отмечал Щедрин в своём дневнике. — Сам народ — канадцы — очень приветливый, простой, во многом похож на русских, в особенности девушки. Но им долго вдалбливали в голову всевозможнейшую ересь о нас, о Советском Союзе, и только теперь они начинают понимать, что наша страна вовсе не заселена людоедами, носящими бороду до колен и кинжал на животе. Нас встречали приветливо, но первое время очень настороженно. Затем постепенно лёд растаял, и завязалась дружба».

Простояв более двух недель в порту, 29 декабря С-56 последней покинула пирс. Уже перед отходом советских моряков снова посетил доктор Мэрфи, на этот раз вместе с председателем Красного Креста Канады. Когда садился в машину, заплакал, поцеловал Щедрина и сказал ему: «Благослови Бог тебя, твою команду и счастливого тебе плавания!»

Впереди был самый большой и трудный этап — переход северной частью Атлантики. Каждая наша подлодка была обязана самостоятельно пройти арктическую часть Атлантики. С-51 и Л-15 взяли курс к берегам Гренландии, от южной оконечности которой они должны были повернуть к Исландии. Остальные подводные лодки направились в английский порт Розайт на побережье Северного моря, где им предстояло сменить износившиеся аккумуляторные батареи.

Они пересекали Северную Атлантику, где, охотясь за союзными конвоями, рыскали «волчьи стаи» немецких подводных лодок. Дважды С-56 получала сообщение об обнаружении на её пути групп немецких подводных лодок.

31 декабря 1942 года у берегов Ньюфаундленда С-56, идя под водой на глубине 65 метров, неожиданно зацепилась за мачты какого-то затонувшего судна. Из 7-го отсека доложили: «Слышен скрежет по борту!» Первая мысль у Щедрина была: «Не хватало ещё мину поймать». Остановили гребные электродвигатели. Немедленно начал увеличивать дифферент на корму. Глубина по карте всего 50 морских саженей (около 93 метров), легко можно было «стукнуться» о дно. Пришлось дать воздушный пузырь в кормовую дифферентную цистерну. С трудом подводная лодка освободилась от «утопленника» и всплыла.

«Приключения» на этом не закончились. В Северной Атлантике лодка снова попала в сильный шторм. Он разыгрался к полуночи 3 января. Волны были настолько большие, что на мостике становилось страшно стоять. К счастью, температура держалась плюсовая, обледенения не было. Ночью шторм продолжился. Лишь к утру 5 января ветер начал постепенно стихать, но волна по-прежнему была очень крупная. Робкие надежды на улучшение погоды, однако, быстро угасли. К вечеру 7 января ветер снова усилился до 9-10 баллов. Экипажу пришлось пережить довольно страшную ночь. Лодку немилосердно било, она вся трещала. На этот раз серьёзно пострадал лёгкий корпус субмарины — ударами волн было сорвано множество листов обшивки, разбиты носовые горизонтальные рули. Во время перехода экипажу С-56 практически не довелось отдыхать — непрекращающийся шторм не давал им покоя, в трюмах отсеков появилась вода, простуженный Щедрин слёг с температурой. Вахтенные офицеры и сигнальщики стояли в мокрой обмёрзшей одежде на палубе по четыре часа, затем по два.

Шторм стал утихать только 10 января. Вечером того же дня вошли в пролив Северный Минч, отделяющий Гебридские острова от Северной Шотландии. Пройдя пролив и оставив слева на траверзе вход на английскую военно-морскую базу на Оркнейских островах Скапа-Флоу, вышли на следующее утро в Северное море. Последний отрезок пути прошёл относительно спокойно, и во второй половине дня 12 января подводная лодка С-56 пришла в Розайт (Шотландия), куда несколькими днями раньше прибыли С-54 и С-55.

После тяжёлого перехода лодкам был необходим серьёзный ремонт. С-56 поставили в док, экипаж разместился на плавучей базе. Здесь основную часть повреждений устранили, кроме того, заменили выработавшую свой срок аккумуляторную батарею. Англичане предлагали оснастить лодку радаром и гидролокатором, но это задержало бы советских подводников в Англии ещё на три месяца, поэтому от заманчивого предложения пришлось отказаться.

28 февраля 1943 года подводные лодки покинули Розайт. Короткая остановка в Лервике (Шетландские острова), где размещалась английская база лёгких сил флота, и дальше на север — к берегам Родины. До Полярного оставалось лишь полторы тысячи миль. Всё больше и больше чувствовалась леденящая стужа северных широт. Начали встречаться айсберги, дрейфующие на юг. Ещё более возросла опасность неожиданных атак немецких подводных лодок. Сигнальщики зорко всматривались в неспокойную поверхность воды. 5 марта, пересекая Северный полярный круг, С-56 повстречала неизвестную субмарину. Щедрин объявил боевую тревогу. Штормовые волны мешали подлодкам сблизиться, и чужая лодка вскоре скрылась из виду.

Отвратительная погода, конечно, снижала риск столкновения с противником, но продолжала держать в напряжении всю команду. На следующий день на крутой волне сломало ограждение кормового руля, которое угодило под гребной винт. Теперь С-56 снова нужен был ремонт.

8 марта 1943 года С-56 вошла в Кольский залив. В районе мыса Териберки подлодку встретили эсминец «Валериан Куйбышев», сторожевой корабль «Гроза», сторожевой корабль № 28 и сопроводили в Полярный. В этот же день она была включена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. Долгое плавание закончилось. За время 153-суточного перехода подводная лодка С-56 прошла Тихий и Атлантический океаны и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Провела в море 67 суток (2220) часов, пройдя 16 632 морских мили, из них 113 под водой. Командир и его экипаж сдали экзамен на прочность, не только преодолев морскую стихию, но и избежав нескольких торпедных атак неизвестных подлодок. После навигационного ремонта и традиционной сдачи зачётов вечером 31 марта С-56 вышла из Екатерининской гавани Полярного в свой первый боевой поход. Впереди их ждали новые испытания, впереди их ждала Война…

С.И. Феоктистов, к.и.н.,                                                                                                                                                                                                              

ст. научный сотрудник

историко-краеведческого

музея имени Н.Г. Полетаева

 

 

«Черноморье Сегодня»


В Краснодарском крае действует экстренное предупреждение по заморозкам 26 и 27 апреля.
25.04.2017 Кубанские Новости
В Краснодаре с начала действия проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» зафиксировано 104 проблемных участка и цифры растут 25 апреля, KrasnodarMedia.
25.04.2017 KrasnodarMedia
Куда вывозят мусор в Москве - Деловая газета ЮгЕжегодно в столице и области вывозится более 10 млн тонн бытовых отходов на полигоны и санкционированные свалки.
25.04.2017 Деловая газета Юг
В связи с понижением температуры МЧС края объявило экстренное предупреждение на 26 апреля.
25.04.2017 МТРК Краснодар
Спасатели МЧС Краснодарского края сообщили о заморозках 26 и 27 апреля «По данным Северо-Кавказского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ночью и утром 26 апреля местами в Краснодарском крае,
25.04.2017 Yuga.Ru
В Сочи из-за циклона закрыты все горнолыжные трассы - Ekaterinodar.RuВ понедельник, 24 апреля, "Югополис" сообщал о том, что Красную Поляну засыпало снегом.
25.04.2017 Ekaterinodar.Ru
В горных районах Кубани, в том числе и в Сочи, действует экстренное предупреждение по лавиоопасности.
25.04.2017 Кубанские Новости
24.04.2017 г. региональное отделение Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» в Краснодарском крае провело заседание рабочей группы «Социальная справедливость».
25.04.2017 Росприроднадзор
В Сочи из-за циклона закрыты все горнолыжные трассы - ЮгополисЛавиноопасная обстановка в горах Сочи на отметках выше 1000 м сохранится вплоть до 28 апреля.
25.04.2017 Югополис
На Кубани продлено экстренное предупреждение по ночным заморозкам - Ekaterinodar.RuВ соответствии с прогнозом Северо-Кавказского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ночью и утром 26 апреля в некоторых районах Кубани,
25.04.2017 Ekaterinodar.Ru
Циклон в Сочи: снег в Красной Поляне, закрытые горнолыжные трассы - ГТРК Кубань в г. СочиПришедший в Сочи циклон принес обильные осадки. Накануне в прибрежной части курорта весь день шел дождь.
25.04.2017 ГТРК Кубань в г. Сочи
В ближайшие дни температура воздуха в дневные часы будет существенно подниматься, ночью - резко падать.
25.04.2017 Югополис
На Дону следователи возбудили дело против 16-летнего и 22-летнего местных жителей, которые избили школьника и пытали его утюгом.
25.04.2017 NrNews.Ru
Суд приговорил кошевого атамана Анапы Нестеренко к 6,5 года колонии - ЮгополисОн признан виновным в мошенничестве в крупном размере и в фальсификации доказательств по гражданскому делу.
25.04.2017 Югополис
Приговором Новокубанского районного суда от 19.04.2017 г. житель Новокубанского района Иван Метальников осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст.
25.04.2017 Прокуратура
Краснодарец обокрал девушку на первом свидании - ЮгополисМолодые люди познакомились через интернет.  Mayur Gala / Unsplash В дежурную часть УМВД России по Краснодару с сообщением о краже мобильного телефона,
25.04.2017 Югополис
Новый знакомый украл деньги, телефон и ювелирные украшения. В дежурную часть полиции по Краснодару с сообщением о краже мобильного телефона,
25.04.2017 МТРК Краснодар