Новости города БезФормата.Ru
Туапсе
Главные новости
 
Задать вопрос?

Не щадя крови и самой жизни

Спустя 12 дней плавания, оставив за кормой 4 тысячи миль, подводные лодки С-51 и С-56 пришли в Панаму и после шестичасового прохода по каналу, ошвартовались на американской военно-морской базе Коко-Соло, расположенной на выходе в Карибское море.

На стоянку отводилась целая неделя: экипажам предстояло произвести профилактический ремонт дизелей, ведь от Владивостока до Панамы подлодки прошли 9,4 тысячи миль, отрегулировать кингстоны, покрасить корпуса субмарин. На палубе и пирсе, где производились основные ремонтные работы, натянули тенты, оборудовали души. От изнуряющего зноя моряки спасались ежечасным приёмом душа, а от жажды — лимонами.

В полдень 2 декабря, после прощания с американскими моряками, подводные лодки вышли в Карибское море. «Идём в Галифакс с заходом в Гуантанамо на острове Куба для ознакомления с обстановкой и смены конвоя», — записал в своём дневнике Щедрин. Вечером 4 декабря миновали Ямайку, а на следующее утро причалили к пирсу американской военно-морской базы Гуантанамо. Здесь особо не задерживались: приняли пресную воду и по 100 футов свежего мяса, после чего в 12.45 отошли от пирса. В тот же день подводные лодки вышли в океан.

Атлантика встретила русских неприветливо. В районе Саргассова моря 8 декабря на советских моряков обрушился тропический циклон. В тот день погода с утра стояла пасмурная, в течение дня несколько раз шёл дождь. После обеда погода резко начала портиться, увеличилась волна. К вечеру стихия совсем разыгралась, много воды попадало в люк, чуть не смыв сигнальщиков на лодке Щедрина. В бушующей океанской стихии подводные лодки потеряли друг друга.

На следующий день погода ухудшилась ещё больше. «К 20 часам я поднялся на мостик менять курс, — отмечал Щедрин в дневнике 9 декабря, — но здесь неожиданно началось светопреставление. Волны набросились со всех сторон, причём сумасшедшей высоты. Лодку всё время заливает. Страшный шум, команд не слышно. Лёг на курс 60°, дал малый ход. Вода беспрерывным потоком поступает в люк и через шахту подачи воздуха к дизелям. Убрал с мостика второго сигнальщика, закрыл люк. Остался наверху я, вахтенный командир и сигнальщик. Лодка почти всё время под водой. Начало ломать мостик. Вперёд сломало и унесло флагшток с флагом, затем выбило стёкла, по счастливой случайности мне только слегка порезало нос, и — самое неприятное — начало вырывать из-под ног настил. Лодку сильно бьёт, небо чёрное, как смоль, направление волны и ветра определить невозможно. Давление настолько низкое, что даже дышать тяжело...»

Ураган отбросил С-56 на шестьдесят миль от намеченного курса, повредил корпус и цистерны главного балласта, затопил снарядный погреб. Несмотря на выход из строя ряда приборов и механизмов, включая гирокомпас, 12 декабря С-56 достигла канадского порта Галифакс, где её уже ждала С-51, которая пришла сюда несколько раньше. По прибытии в Галифакс С-56 была поставлена в аварийный ремонт.

Спустя два дня в Галифакс пришли С-54 и С-55. Добрались они благополучно, но при выходе из Карибского моря в Атлантический океан чуть не стали добычей немецких субмарин. Около 18 часов 8 декабря, когда подводные лодки С-54 и С-55, миновав архипелаг Багамских островов, вышли в Саргассово море, по подлодке Братишко была выпущена торпеда, но он от неё увернулся и она прошла в 20 метрах по борту.

В Галифаксе все пять советских подводных лодок соединились. 15 декабря капитан 1-го ранга А. Трипольский и командиры лодок были приглашены с визитом к командующему восточным побережьем Канады контр-адмиралу Муррею. У штаба их встречали с почётным караулом и с музыкой. Адмирал поздравил советских моряков с благополучным прибытием и обещал сделать всё возможное для удовлетворения всех их нужд, извинился, что в городе нет квартир, чтобы устроить всех офицеров и матросов жить на берегу.

Командир группы советских подводных лодок пригласил на завтра адмирала к себе. Принимать союзников решили на подлодке Щедрина. Григорий Иванович впоследствии вспоминал: «…выстроили команду. Ждём адмирала. Ровно в 11 прибыл адмирал, сделал смотр командам и маханул речь — о том, что он счастлив видеть в своём порту советских моряков. О том, что климат Канады и России похож, и правда — сегодня здесь морозец и валит снег. С ответным словом выступил комдив. Матросы дружно рявкнули  «Ура!!!» в честь адмирала, чему он, по-моему, остался чрезвычайно доволен. После этого я пригласил адмирала осмотреть корабль и отобедать вместе с нами. Что он и проделал. За обедом, конечно, выпили. Поднимали тосты стандартные — за дружбу, за победу, за народы, за адмирала, за комдива, за командира лодки и т.д., в общем, на 12 бутылок. Адмирал остался страшно доволен».

На следующий день были получены подарки от Красного Креста Канады — каждому командиру и краснофлотцу по небольшому мешочку. Подарки стандартные — зубной порошок, носовые платки, зубные щётки, нитки, иголки, немного конфет, трубка, табак и другая мелочь. Но не это важно, а то, что подарено это всё было от чистого сердца. На борту С-56 побывал и сам представитель Красного Креста в Галифаксе доктор Мэрфи. Он выдал на всех по два свитера, шарфы, перчатки, для вахты — тёплые шубы, тёплые сапоги, по несколько пар шерстяных носок. Щедрин вспоминал: «Он всё спрашивал: «Скажите, что ещё нужно для советских моряков? Всё достану!» Я его благодарил и сказал, что ничего не нужно. Когда он узнал, что мне нос сломали футболом, то он сказал комдиву: «Пришлю два футбольных мяча, и один обязательно отдайте Щедрину».

В Канаде советских моряков встречали так же приветливо, как и в США. Наши моряки не могли отказаться от многочисленных приглашений — пришлось побывать у губернатора провинции и мэра города, начальника гарнизона и командиров различных воинских частей. Владелец одного из кинотеатров города распорядился пропускать всех русских моряков бесплатно. Совместно с канадскими матросами советские моряки дали для личного состава гарнизона концерт самодеятельности. Вообще канадцы относились к русским в тот период очень дружелюбно. «Около нас всё время целая толпа. Мы были в центре внимания. Каждый считал своим долгом с нами познакомиться и выразить свою симпатию русским, — отмечал Щедрин в своём дневнике. — Сам народ — канадцы — очень приветливый, простой, во многом похож на русских, в особенности девушки. Но им долго вдалбливали в голову всевозможнейшую ересь о нас, о Советском Союзе, и только теперь они начинают понимать, что наша страна вовсе не заселена людоедами, носящими бороду до колен и кинжал на животе. Нас встречали приветливо, но первое время очень настороженно. Затем постепенно лёд растаял, и завязалась дружба».

Простояв более двух недель в порту, 29 декабря С-56 последней покинула пирс. Уже перед отходом советских моряков снова посетил доктор Мэрфи, на этот раз вместе с председателем Красного Креста Канады. Когда садился в машину, заплакал, поцеловал Щедрина и сказал ему: «Благослови Бог тебя, твою команду и счастливого тебе плавания!»

Впереди был самый большой и трудный этап — переход северной частью Атлантики. Каждая наша подлодка была обязана самостоятельно пройти арктическую часть Атлантики. С-51 и Л-15 взяли курс к берегам Гренландии, от южной оконечности которой они должны были повернуть к Исландии. Остальные подводные лодки направились в английский порт Розайт на побережье Северного моря, где им предстояло сменить износившиеся аккумуляторные батареи.

Они пересекали Северную Атлантику, где, охотясь за союзными конвоями, рыскали «волчьи стаи» немецких подводных лодок. Дважды С-56 получала сообщение об обнаружении на её пути групп немецких подводных лодок.

31 декабря 1942 года у берегов Ньюфаундленда С-56, идя под водой на глубине 65 метров, неожиданно зацепилась за мачты какого-то затонувшего судна. Из 7-го отсека доложили: «Слышен скрежет по борту!» Первая мысль у Щедрина была: «Не хватало ещё мину поймать». Остановили гребные электродвигатели. Немедленно начал увеличивать дифферент на корму. Глубина по карте всего 50 морских саженей (около 93 метров), легко можно было «стукнуться» о дно. Пришлось дать воздушный пузырь в кормовую дифферентную цистерну. С трудом подводная лодка освободилась от «утопленника» и всплыла.

«Приключения» на этом не закончились. В Северной Атлантике лодка снова попала в сильный шторм. Он разыгрался к полуночи 3 января. Волны были настолько большие, что на мостике становилось страшно стоять. К счастью, температура держалась плюсовая, обледенения не было. Ночью шторм продолжился. Лишь к утру 5 января ветер начал постепенно стихать, но волна по-прежнему была очень крупная. Робкие надежды на улучшение погоды, однако, быстро угасли. К вечеру 7 января ветер снова усилился до 9-10 баллов. Экипажу пришлось пережить довольно страшную ночь. Лодку немилосердно било, она вся трещала. На этот раз серьёзно пострадал лёгкий корпус субмарины — ударами волн было сорвано множество листов обшивки, разбиты носовые горизонтальные рули. Во время перехода экипажу С-56 практически не довелось отдыхать — непрекращающийся шторм не давал им покоя, в трюмах отсеков появилась вода, простуженный Щедрин слёг с температурой. Вахтенные офицеры и сигнальщики стояли в мокрой обмёрзшей одежде на палубе по четыре часа, затем по два.

Шторм стал утихать только 10 января. Вечером того же дня вошли в пролив Северный Минч, отделяющий Гебридские острова от Северной Шотландии. Пройдя пролив и оставив слева на траверзе вход на английскую военно-морскую базу на Оркнейских островах Скапа-Флоу, вышли на следующее утро в Северное море. Последний отрезок пути прошёл относительно спокойно, и во второй половине дня 12 января подводная лодка С-56 пришла в Розайт (Шотландия), куда несколькими днями раньше прибыли С-54 и С-55.

После тяжёлого перехода лодкам был необходим серьёзный ремонт. С-56 поставили в док, экипаж разместился на плавучей базе. Здесь основную часть повреждений устранили, кроме того, заменили выработавшую свой срок аккумуляторную батарею. Англичане предлагали оснастить лодку радаром и гидролокатором, но это задержало бы советских подводников в Англии ещё на три месяца, поэтому от заманчивого предложения пришлось отказаться.

28 февраля 1943 года подводные лодки покинули Розайт. Короткая остановка в Лервике (Шетландские острова), где размещалась английская база лёгких сил флота, и дальше на север — к берегам Родины. До Полярного оставалось лишь полторы тысячи миль. Всё больше и больше чувствовалась леденящая стужа северных широт. Начали встречаться айсберги, дрейфующие на юг. Ещё более возросла опасность неожиданных атак немецких подводных лодок. Сигнальщики зорко всматривались в неспокойную поверхность воды. 5 марта, пересекая Северный полярный круг, С-56 повстречала неизвестную субмарину. Щедрин объявил боевую тревогу. Штормовые волны мешали подлодкам сблизиться, и чужая лодка вскоре скрылась из виду.

Отвратительная погода, конечно, снижала риск столкновения с противником, но продолжала держать в напряжении всю команду. На следующий день на крутой волне сломало ограждение кормового руля, которое угодило под гребной винт. Теперь С-56 снова нужен был ремонт.

8 марта 1943 года С-56 вошла в Кольский залив. В районе мыса Териберки подлодку встретили эсминец «Валериан Куйбышев», сторожевой корабль «Гроза», сторожевой корабль № 28 и сопроводили в Полярный. В этот же день она была включена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. Долгое плавание закончилось. За время 153-суточного перехода подводная лодка С-56 прошла Тихий и Атлантический океаны и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Провела в море 67 суток (2220) часов, пройдя 16 632 морских мили, из них 113 под водой. Командир и его экипаж сдали экзамен на прочность, не только преодолев морскую стихию, но и избежав нескольких торпедных атак неизвестных подлодок. После навигационного ремонта и традиционной сдачи зачётов вечером 31 марта С-56 вышла из Екатерининской гавани Полярного в свой первый боевой поход. Впереди их ждали новые испытания, впереди их ждала Война…

С.И. Феоктистов, к.и.н.,                                                                                                                                                                                                              

ст. научный сотрудник

историко-краеведческого

музея имени Н.Г. Полетаева

 

 

«Черноморье Сегодня»


На Кубани сильный ветер сорвал крыши с детских садов - ЮгополисВ ближайшие несколько дней в Краснодарском крае будет ветрено и дождливо.
28.03.2017 Югополис
Ближайшие дни на Кубани будут дождливыми - Ekaterinodar.RuКак сообщает Краснодарский краевой гидрометцентр, в среду, 29 марта, на Кубани прогнозируются дожди и грозы.
28.03.2017 Ekaterinodar.Ru
Ближайшие дни на Кубани будут дождливыми - ЮгополисДо конца рабочей недели улучшение погоды не ожидается. Сочи  Михаил Мордасов / Югополис Как сообщает Краснодарский краевой гидрометцентр, в среду, 29 марта, на Кубани прогнозируются дожди и грозы.
28.03.2017 Югополис
Для улучшения экологической ситуации - Газета Единство2017-й объявлен Годом экологии.
28.03.2017 Газета Единство
Потепление на 1,5 градуса убьет человечество - Сочи 24Потепление на 1,5 градуса убьет человечество Ученые установили, что при потеплении климата на 1,5 градуса Цельсия ежегодно будут умирать до 350 миллионов человек.
28.03.2017 Сочи 24
Оно продлится до вечера 29 марта. – По данным Ростовского ГМЦ с 18:00 часов 28 марта до 18:00 часов 29 марта в горах Краснодарского края выше 2000 метров (кроме Сочи) лавиноопасно,
28.03.2017 Кубанские Новости
Правоохранители выявили факт незаконной добычи водных биоресурсов в районе хутора Новоукраинский.
28.03.2017 МТРК Краснодар
В Лабинском районе прошел экологический марафон, посвященный 15-летию Краснодарского регионального отделения партии «Единая Россия» Стартовала масштабная акция «Чистоте – зеленый свет!
28.03.2017 Единая Россия
1,5 миллиона за сезон. «Зимних» туристов посчитали в Сочи - Администрация г. СочиТакие прогнозы озвучили сегодня на совещании по подготовке к курортному сезону 2017 года, которое провел на курорте заместитель председателя Правительства России Виталий Мутко.
28.03.2017 Администрация г. Сочи
Ведомство оценило качество морской воды в Краснодарском крае и признало, что оно становится лучше 28 марта, KrasnodarMedia.
28.03.2017 KrasnodarMedia
Холодный фронт принесет на Кубань осадки и понижение температурного режима - Аргументы и фактыВ Краснодарском крае потепление ожидают не раньше апреля Осадки и понижение температур принесет на Кубань холодный фронтальный раздел, рассказал «АиФ» Андрей БОНДАРЬ, главный метеоролог Краснодарского края.
28.03.2017 Аргументы и факты
На курорты Кубани и Крыма пустят дополнительно 400 авиарейсов - Деловая газета ЮгНа Черноморские курорты Краснодарского края и Крыма в летний сезон 2017 года планируется назначить более 400 рейсов из 20 регионов страны, заявил руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.
28.03.2017 Деловая газета Юг
Первый матч - комом - Краснодарские известия«Признаем печальный, но очевидный факт: первый матч в нынешнем году футбольная сборная России, принимавшая в Краснодаре команду Кот-д`Ивуара,
28.03.2017 Краснодарские известия
На Кубани напали на съемочную группу «Радио Свобода», приехавшую снимать «тракторный марш» - ЮгополисЖурналистов избили и ограбили неизвестные люди в масках.  facebook.com В городе Кропоткине совершено нападение на съемочную группу «Радио Свобода».
28.03.2017 Югополис
152000 спасенных кубанцев на счету бригад экстренных служб сан-авиации и скорой медицинской помощи.
28.03.2017 Вольная Кубань
Сводка происшествий в Тихорецком районе за неделю, с 20 по 26 марта 2017 года.
28.03.2017 Тихорецкие вести