Не щадя крови и самой жизни

Фото: static.tuapse.com
Спустя 12 дней плавания, оставив за кормой 4 тысячи миль, подводные лодки С-51 и С-56 пришли в Панаму и после шестичасового прохода по каналу, ошвартовались на американской военно-морской базе Коко-Соло, расположенной на выходе в Карибское море.

На стоянку отводилась целая неделя: экипажам предстояло произвести профилактический ремонт дизелей, ведь от Владивостока до Панамы подлодки прошли 9,4 тысячи миль, отрегулировать кингстоны, покрасить корпуса субмарин. На палубе и пирсе, где производились основные ремонтные работы, натянули тенты, оборудовали души. От изнуряющего зноя моряки спасались ежечасным приёмом душа, а от жажды — лимонами.

В полдень 2 декабря, после прощания с американскими моряками, подводные лодки вышли в Карибское море. «Идём в Галифакс с заходом в Гуантанамо на острове Куба для ознакомления с обстановкой и смены конвоя», — записал в своём дневнике Щедрин. Вечером 4 декабря миновали Ямайку, а на следующее утро причалили к пирсу американской военно-морской базы Гуантанамо. Здесь особо не задерживались: приняли пресную воду и по 100 футов свежего мяса, после чего в 12.45 отошли от пирса. В тот же день подводные лодки вышли в океан.

Атлантика встретила русских неприветливо. В районе Саргассова моря 8 декабря на советских моряков обрушился тропический циклон. В тот день погода с утра стояла пасмурная, в течение дня несколько раз шёл дождь. После обеда погода резко начала портиться, увеличилась волна. К вечеру стихия совсем разыгралась, много воды попадало в люк, чуть не смыв сигнальщиков на лодке Щедрина. В бушующей океанской стихии подводные лодки потеряли друг друга.

На следующий день погода ухудшилась ещё больше. «К 20 часам я поднялся на мостик менять курс, — отмечал Щедрин в дневнике 9 декабря, — но здесь неожиданно началось светопреставление. Волны набросились со всех сторон, причём сумасшедшей высоты. Лодку всё время заливает. Страшный шум, команд не слышно. Лёг на курс 60°, дал малый ход. Вода беспрерывным потоком поступает в люк и через шахту подачи воздуха к дизелям. Убрал с мостика второго сигнальщика, закрыл люк. Остался наверху я, вахтенный командир и сигнальщик. Лодка почти всё время под водой. Начало ломать мостик. Вперёд сломало и унесло флагшток с флагом, затем выбило стёкла, по счастливой случайности мне только слегка порезало нос, и — самое неприятное — начало вырывать из-под ног настил. Лодку сильно бьёт, небо чёрное, как смоль, направление волны и ветра определить невозможно. Давление настолько низкое, что даже дышать тяжело...»

Ураган отбросил С-56 на шестьдесят миль от намеченного курса, повредил корпус и цистерны главного балласта, затопил снарядный погреб. Несмотря на выход из строя ряда приборов и механизмов, включая гирокомпас, 12 декабря С-56 достигла канадского порта Галифакс, где её уже ждала С-51, которая пришла сюда несколько раньше. По прибытии в Галифакс С-56 была поставлена в аварийный ремонт.

Спустя два дня в Галифакс пришли С-54 и С-55. Добрались они благополучно, но при выходе из Карибского моря в Атлантический океан чуть не стали добычей немецких субмарин. Около 18 часов 8 декабря, когда подводные лодки С-54 и С-55, миновав архипелаг Багамских островов, вышли в Саргассово море, по подлодке Братишко была выпущена торпеда, но он от неё увернулся и она прошла в 20 метрах по борту.

В Галифаксе все пять советских подводных лодок соединились. 15 декабря капитан 1-го ранга А. Трипольский и командиры лодок были приглашены с визитом к командующему восточным побережьем Канады контр-адмиралу Муррею. У штаба их встречали с почётным караулом и с музыкой. Адмирал поздравил советских моряков с благополучным прибытием и обещал сделать всё возможное для удовлетворения всех их нужд, извинился, что в городе нет квартир, чтобы устроить всех офицеров и матросов жить на берегу.

Командир группы советских подводных лодок пригласил на завтра адмирала к себе. Принимать союзников решили на подлодке Щедрина. Григорий Иванович впоследствии вспоминал: «…выстроили команду. Ждём адмирала. Ровно в 11 прибыл адмирал, сделал смотр командам и маханул речь — о том, что он счастлив видеть в своём порту советских моряков. О том, что климат Канады и России похож, и правда — сегодня здесь морозец и валит снег. С ответным словом выступил комдив. Матросы дружно рявкнули  «Ура!!!» в честь адмирала, чему он, по-моему, остался чрезвычайно доволен. После этого я пригласил адмирала осмотреть корабль и отобедать вместе с нами. Что он и проделал. За обедом, конечно, выпили. Поднимали тосты стандартные — за дружбу, за победу, за народы, за адмирала, за комдива, за командира лодки и т.д., в общем, на 12 бутылок. Адмирал остался страшно доволен».

На следующий день были получены подарки от Красного Креста Канады — каждому командиру и краснофлотцу по небольшому мешочку. Подарки стандартные — зубной порошок, носовые платки, зубные щётки, нитки, иголки, немного конфет, трубка, табак и другая мелочь. Но не это важно, а то, что подарено это всё было от чистого сердца. На борту С-56 побывал и сам представитель Красного Креста в Галифаксе доктор Мэрфи. Он выдал на всех по два свитера, шарфы, перчатки, для вахты — тёплые шубы, тёплые сапоги, по несколько пар шерстяных носок. Щедрин вспоминал: «Он всё спрашивал: «Скажите, что ещё нужно для советских моряков? Всё достану!» Я его благодарил и сказал, что ничего не нужно. Когда он узнал, что мне нос сломали футболом, то он сказал комдиву: «Пришлю два футбольных мяча, и один обязательно отдайте Щедрину».

В Канаде советских моряков встречали так же приветливо, как и в США. Наши моряки не могли отказаться от многочисленных приглашений — пришлось побывать у губернатора провинции и мэра города, начальника гарнизона и командиров различных воинских частей. Владелец одного из кинотеатров города распорядился пропускать всех русских моряков бесплатно. Совместно с канадскими матросами советские моряки дали для личного состава гарнизона концерт самодеятельности. Вообще канадцы относились к русским в тот период очень дружелюбно. «Около нас всё время целая толпа. Мы были в центре внимания. Каждый считал своим долгом с нами познакомиться и выразить свою симпатию русским, — отмечал Щедрин в своём дневнике. — Сам народ — канадцы — очень приветливый, простой, во многом похож на русских, в особенности девушки. Но им долго вдалбливали в голову всевозможнейшую ересь о нас, о Советском Союзе, и только теперь они начинают понимать, что наша страна вовсе не заселена людоедами, носящими бороду до колен и кинжал на животе. Нас встречали приветливо, но первое время очень настороженно. Затем постепенно лёд растаял, и завязалась дружба».

Простояв более двух недель в порту, 29 декабря С-56 последней покинула пирс. Уже перед отходом советских моряков снова посетил доктор Мэрфи, на этот раз вместе с председателем Красного Креста Канады. Когда садился в машину, заплакал, поцеловал Щедрина и сказал ему: «Благослови Бог тебя, твою команду и счастливого тебе плавания!»

Впереди был самый большой и трудный этап — переход северной частью Атлантики. Каждая наша подлодка была обязана самостоятельно пройти арктическую часть Атлантики. С-51 и Л-15 взяли курс к берегам Гренландии, от южной оконечности которой они должны были повернуть к Исландии. Остальные подводные лодки направились в английский порт Розайт на побережье Северного моря, где им предстояло сменить износившиеся аккумуляторные батареи.

Они пересекали Северную Атлантику, где, охотясь за союзными конвоями, рыскали «волчьи стаи» немецких подводных лодок. Дважды С-56 получала сообщение об обнаружении на её пути групп немецких подводных лодок.

31 декабря 1942 года у берегов Ньюфаундленда С-56, идя под водой на глубине 65 метров, неожиданно зацепилась за мачты какого-то затонувшего судна. Из 7-го отсека доложили: «Слышен скрежет по борту!» Первая мысль у Щедрина была: «Не хватало ещё мину поймать». Остановили гребные электродвигатели. Немедленно начал увеличивать дифферент на корму. Глубина по карте всего 50 морских саженей (около 93 метров), легко можно было «стукнуться» о дно. Пришлось дать воздушный пузырь в кормовую дифферентную цистерну. С трудом подводная лодка освободилась от «утопленника» и всплыла.

«Приключения» на этом не закончились. В Северной Атлантике лодка снова попала в сильный шторм. Он разыгрался к полуночи 3 января. Волны были настолько большие, что на мостике становилось страшно стоять. К счастью, температура держалась плюсовая, обледенения не было. Ночью шторм продолжился. Лишь к утру 5 января ветер начал постепенно стихать, но волна по-прежнему была очень крупная. Робкие надежды на улучшение погоды, однако, быстро угасли. К вечеру 7 января ветер снова усилился до 9-10 баллов. Экипажу пришлось пережить довольно страшную ночь. Лодку немилосердно било, она вся трещала. На этот раз серьёзно пострадал лёгкий корпус субмарины — ударами волн было сорвано множество листов обшивки, разбиты носовые горизонтальные рули. Во время перехода экипажу С-56 практически не довелось отдыхать — непрекращающийся шторм не давал им покоя, в трюмах отсеков появилась вода, простуженный Щедрин слёг с температурой. Вахтенные офицеры и сигнальщики стояли в мокрой обмёрзшей одежде на палубе по четыре часа, затем по два.

Шторм стал утихать только 10 января. Вечером того же дня вошли в пролив Северный Минч, отделяющий Гебридские острова от Северной Шотландии. Пройдя пролив и оставив слева на траверзе вход на английскую военно-морскую базу на Оркнейских островах Скапа-Флоу, вышли на следующее утро в Северное море. Последний отрезок пути прошёл относительно спокойно, и во второй половине дня 12 января подводная лодка С-56 пришла в Розайт (Шотландия), куда несколькими днями раньше прибыли С-54 и С-55.

После тяжёлого перехода лодкам был необходим серьёзный ремонт. С-56 поставили в док, экипаж разместился на плавучей базе. Здесь основную часть повреждений устранили, кроме того, заменили выработавшую свой срок аккумуляторную батарею. Англичане предлагали оснастить лодку радаром и гидролокатором, но это задержало бы советских подводников в Англии ещё на три месяца, поэтому от заманчивого предложения пришлось отказаться.

28 февраля 1943 года подводные лодки покинули Розайт. Короткая остановка в Лервике (Шетландские острова), где размещалась английская база лёгких сил флота, и дальше на север — к берегам Родины. До Полярного оставалось лишь полторы тысячи миль. Всё больше и больше чувствовалась леденящая стужа северных широт. Начали встречаться айсберги, дрейфующие на юг. Ещё более возросла опасность неожиданных атак немецких подводных лодок. Сигнальщики зорко всматривались в неспокойную поверхность воды. 5 марта, пересекая Северный полярный круг, С-56 повстречала неизвестную субмарину. Щедрин объявил боевую тревогу. Штормовые волны мешали подлодкам сблизиться, и чужая лодка вскоре скрылась из виду.

Отвратительная погода, конечно, снижала риск столкновения с противником, но продолжала держать в напряжении всю команду. На следующий день на крутой волне сломало ограждение кормового руля, которое угодило под гребной винт. Теперь С-56 снова нужен был ремонт.

8 марта 1943 года С-56 вошла в Кольский залив. В районе мыса Териберки подлодку встретили эсминец «Валериан Куйбышев», сторожевой корабль «Гроза», сторожевой корабль № 28 и сопроводили в Полярный. В этот же день она была включена в состав 2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. Долгое плавание закончилось. За время 153-суточного перехода подводная лодка С-56 прошла Тихий и Атлантический океаны и девять морей: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево. Провела в море 67 суток (2220) часов, пройдя 16 632 морских мили, из них 113 под водой. Командир и его экипаж сдали экзамен на прочность, не только преодолев морскую стихию, но и избежав нескольких торпедных атак неизвестных подлодок. После навигационного ремонта и традиционной сдачи зачётов вечером 31 марта С-56 вышла из Екатерининской гавани Полярного в свой первый боевой поход. Впереди их ждали новые испытания, впереди их ждала Война…

С.И. Феоктистов, к.и.н.,                                                                                                                                                                                                              

ст. научный сотрудник

историко-краеведческого

музея имени Н.Г. Полетаева

 

 

«Черноморье Сегодня»


 
По теме
В ближайшие 3-6 часов до конца суток 22 июня, а также в течение суток 23-24 июня местами в крае ожидаются сильный дождь, ливень с грозой и градом, шквалистым ветром до 20-22 метров в секунду.
22.06.2018
 
Оперативный прогноз погоды - Администрация МО Калининский р-н По информации Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю 23 июня по Краснодарскому краю местами кратковременный дождь, гроза, в отдельных пунктах сильный дождь, град.
22.06.2018
 
По сообщению ГУ МЧС России по Краснодарскому краю ближайшие 3-6 часов 22 июня, а также в течении суток 23-24 июня 2018 года местами в крае ожидается комплекс метеоявлений: сильные дожди, ливень с грозой и градом,
22.06.2018
До каких отметок поднимется температура воздуха на Кубани, рассказали синоптики - LiveKuban.Ru Температура на Кубани поднимется до 32 градусов. Как сообщает Краснодарский краевой гидрометцентр, в ближайшие сутки в Краснодаре ночью без осадков, днем кратковременный дождь, гроза.
22.06.2018
 
По данным «экстренного предупреждения» краевого гидрометеоцентра в ближайшие 3-6 часов и до конца суток 22 июня, в последующие 2 суток 23 - 24 июня местами в крае ожидается комплекс метеоявлений: сильный дождь,
22.06.2018
Главное управление МЧС России по Краснодарскому краю предупреждает о том, что 23 – 24 июня местами в крае ожидаются сильные дожди и ливни с грозой, градом, шквалистым усилением ветра до 20-22 м/с.
22.06.2018
Не любите так "рыбачить"! - Этаж Новостей В прошлом номере газеты «Этаж новостей Тимашевск» мы по просьбе читателей опубликовали интервью со старшим егерем Тимашевского района В.А.
22.06.2018 Этаж Новостей
На прошлой неделе в хозяйствах началась уборка. Каким будет каравай 2018 го да, наш журналист решил выяснить, посетив одно из агропредприятий района – ЗАО «Воронцовское».
20.06.2018 Газета Трибуна
В ГУ МВД по Ростовской области прокомментировали появившуюся в СМИ информацию об обнаружении партии наркотиков в одном из отделов полиции Ростова-на-Дону По словам представителя ведомства,
22.06.2018 Yuga.Ru
59 Часть станицы Полтавской 22 июня осталась без электричества с 7 часов утра Полной неожиданностью для жителей нескольких микрорайонов райцентра стало то, что в 7 часов утра вдруг перестали работать все электроприборы.
22.06.2018 Голос Правды
22 июня — особая дата в календаре. В этот день в 9:30 в парке 30-летия Победы состоится митинг-реквием в память о погибших и пропавших без вести на полях сражений, в разрушенных городах и сожженных селах,
22.06.2018 Армавирский Собеседник
Под стук метронома - Газета Трибуна Под стук метронома Прошло уже 77 лет, исчезли пепелища сожженных городов, выросло новое поколение… Но в памяти людей 22 июня 1941 года навсегда останется не просто роковой датой, а рубежом,
22.06.2018 Газета Трибуна
Сочинские танцоры из ансамбля грузинских танцев "Имеди" выступили на главной сцене страны – в Большом кремлевском дворце Ансамбль "Имеди" – коллектив по танцевальным меркам достаточно молодой,
22.06.2018 Новости Сочи
Не оставил равнодушным шоу-концерт образцового вокального ансамбля «Гармония».
22.06.2018 Газета Единство
В дни летних школьных каникул в Динском историко-краеведческом музее представлена передвижная выставка «Радуга на крыльях».
21.06.2018 Газета Трибуна
Вениамин Кондратьев: «Важно, чтобы на стадионе «Фишт» появилась команда, которая будет показывать на нем великолепную игру» - Администрация Краснодарского края Об это глава региона сообщил в интервью «Известиям». В беседе с журналистами губернатор поделился впечатлениями от стартовых игр чемпионата мира.
22.06.2018 Администрация Краснодарского края
Соперничество на пользу - Газета Единство В конце мая мы провели открытое первенство района по бадминтону среди юношей и девушек 2004-2005 гг.
23.06.2018 Газета Единство
Наш курорт славен не только своим теплым климатом, морским побережьем и прекрасными пейзажами.
22.06.2018 Прибой
Н у что ты будешь делать… Что ж у нас всё, елки-палки, не как у «нормальных людей»… Не успели мы как следует порадоваться неожиданно крупной победе сборной России над Саудовской Аравией, насладиться свалившимся счастьем,
21.06.2018 Независимая спортивная газета
Итак, на чемпионате Мира по футболу сборная России в первом матче показала захватывающую игру, «вдребезги» разбив сборную Саудовской Аравии со счетом 5:0 и «покорив» Египет со счетом 3:1.
20.06.2018 Газета Трибуна
Останки 19 воинов Великой Отечественной войны gorkluch.ru - МО г.Горячий Ключ предали земле в урочище Поднависла в День памяти и скорби. Почтить память погибших в годы Великой Отечественной войны на мемориальный комплекс приехали ветераны, представители военных, силовых,
22.06.2018 МО г.Горячий Ключ
Под стук метронома - Газета Трибуна Под стук метронома Прошло уже 77 лет, исчезли пепелища сожженных городов, выросло новое поколение… Но в памяти людей 22 июня 1941 года навсегда останется не просто роковой датой, а рубежом,
22.06.2018 Газета Трибуна
В Сочи возможен сильный дождь - Администрация г. Сочи На территории курорта с вечера 22 июня до конца дня 23 июня возможен кратковременный дождь, местами сильный, и гроза.
22.06.2018 Администрация г. Сочи
25 июня в связи с проведением плановых ремонтных работ ПАО «Кубаньэнерго» Тимашевские ЭС с 9-30 до 17-00 будет произведено отключение электроэнергии ст.
22.06.2018 Администрация МО Калининский р-н
59 Часть станицы Полтавской 22 июня осталась без электричества с 7 часов утра Полной неожиданностью для жителей нескольких микрорайонов райцентра стало то, что в 7 часов утра вдруг перестали работать все электроприборы.
22.06.2018 Голос Правды