Встретимся у ковчега

Встретимся у ковчега
Фото: static.tuapse.com
Сезон вот-вот начнётся

Туапсинский театр юного зрителя скоро начнёт свой новый 27-й сезон. В его преддверии художественный руководитель театра Александр Николаев производит «разбор полётов» прошлого сезона, а также делится некоторыми планами на ближайшее будущее.

А начался наш разговор с рассказа о новой премьере, работа над которой велась ещё до того, как труппа ушла на каникулы.

 

Всемирный Потоп для театралов

– Спектакль «Маленькая история о больших друзьях» поставлен по пьесе Ульриха Хуба «У ковчега в восемь». Уже сшиты почти все костюмы, написана музыка, даже выпущена афиша.

История, сочинённая на библейский сюжет, вкратце такова. Грядёт Всемирный Потоп, и голубка, посланная Ноем, приносит два билета на ковчег трём друзьям пингвинам. Одному пингвину приходится тайно пробраться на ковчег и ехать нелегально. Жанр спектакля – комедия, она строится на укрывательстве безбилетного пассажира.

Но это внешняя сторона. А внутренняя сторона в том, что маленькому зрителю драматург предлагает задуматься на вечные темы: всё ли видит бог, может ли он наказать, есть ли он вообще. Это те вопросы, которые раньше или позже возникают в каждой детской голове. С них человек начинает формировать свои отношения с высшими силами, они помогают культурно развиваться, и в конце концов определить для себя, веришь ты в бога или нет.

В Германии в 2006 году был объявлен конкурс пьес на тему религии и «У ковчега в восемь» была названа лучшей. После того как её перевели на русский, она разошлась по нашим театрам и стала очень модной – в хорошем смысле, настоящим хитом.

Благодаря финансовой помощи «Единой России» у нас появилась возможность усилить художественную выразительность этого спектакля с помощью технических средств. В левом и правом портале мы поставим две плазмы. Артист-ассистент будет снимать на камеру все происходящее в зале (и зрителей тоже), а изображение будет выводиться на мониторы. Это называется приём субъективной съёмки – в нашем случае некая аллегория всевидящего бога.

Кроме того, раз уж мы показываем Всемирный Потоп, на сцене будет работать дождь-машина. Что это за приспособление, рассказывать не буду, скажу лишь, что зрителей водой не смоет – она будет собираться на специально выстеленный линолеум.

Должен сказать, что декорации будет неожиданные – красивые и вместе с тем функциональные. С их помощью мы покажем зрителю родину главных действующих лиц – Антарктиду, а затем перенесём в трюм ковчега.

 

Торговля словами, крыса Авдотья и награда за органику

– В репертуаре театра к началу сезона будет шесть спектаклей – вместе с новым. Два спектакля – «Кем полакомится лев» и «Золотой цыплёнок» мы продолжать не будем. Почему? Иногда так бывает. У спектакля своя жизнь, и они тоже умирают. И здесь нет вины постановщиков или артистов.

Три премьеры было в прошлом сезоне. «Кот в сапогах» – яркая музыкальная сказка, она нравится и детям и родителям.

Другую постановку «Волшебный магазин» сделал приглашённый режиссёр Михаил Гаврилов из Пензенской области. Оригинальное название пьесы датчанина Микаэля Рамлёсе– «Слово как слово», но мы его поменяли, потому что поначалу публика решила, что это «взрослый», а не «детский» спектакль. Мне кажется, что «Волшебный магазин» – дуновение свежего ветра в театре. На сцене всего два артиста, они изображают мальчика и девочку. Дети играют в слова. Есть слова грубые, есть добрые. В конце концов дети находят самое важное слово. Это слово «друг», которое не купишь, не продашь.

Любопытно, что совсем маленькие зрители, которым, скажем, от трёх до шести лет, скорее всего понимают далеко не всё, что происходит на сцене, однако их увлекает сам визуальный ряд в сочетании с интересно подобранной музыкой, и в результате они не скучают и получают своё эстетическое удовольствие.

Третья премьера того сезона – работа режиссёра Амбарцума Семёновича Карабашьяна. Я выразил пожелание, чтоб это была добрая сказка с превращениями, с обаятельными понятными детям персонажами. Была выбрана пьеса Титовой и Староторжского «Лунный принц». Когда лунный свет проникает на чердак, начинают оживать старые вещи: самовар, тряпичная кукла, портрет дамы, фонарь. У них появляется общий враг горностай, который пытается навязать им свою волю, а крыса Авдотья помогает им прогнать его. В «Принце» заняты все три наших новых артиста: Роман Штин, Владимир Песегов и Екатерина Николаева. Екатерине Николаевой Амбарцум Семёнович хотел поручить роль прекрасной дамы, но я настоял, чтоб она сыграла крысу. В итоге, будучи острохарактерной актрисой, Екатерина с ней замечательно справилась.

Оставшиеся два спектакля – «Трям! Здравствуйте!» и «Дорогая Памела». В ноябре мы с «Памелой» ездили на фестиваль «Кубань театральная», где нас хорошо приняли, а исполнительнице заглавной роли Антонине Тимошиной был вручён приз «За актёрскую органику и обаяние» (кстати говоря, всего наград было немного – шесть или семь).

Уже сейчас мы думаем, какая пьеса будет играться в новогоднюю кампанию. Возможно, это будет пьеса Сергея Козлова, автора «Трям! Здравствуйте!».

 

Читка на бис

– Аппетит у взрослой аудитории есть. Но не всегда хватает на неё времени. Подготовка «взрослого» спектакля занимает много больше времени. Созданный у нас в прошлом году «Театр между строк» – стал выходом из создавшегося положения.

Начиная с 7 апреля каждую пятницу мы показывали зрителям новые пьесы в режиме театральной читки. Современные отечественные и зарубежные авторы, классика, например, Гоголь. Данная форма работы со зрителем успешно прижилась во многих театрах страны.

Успех читок был такой, что некоторые мы повторили на «бис». За первые читки мы платы не назначали. Потом стали брать по пятьдесят рублей, потом по сто – и зрителей не убавилось (для пенсионеров, инвалидов и студентов вход был и останется бесплатным).

А читка пьесы «Метод Грёнхольма» получилась практически готовым спектаклем. Это офисная история. Мы показывали пьесу в фойе: поставили большой стол с графинами, вертящиеся стулья, артисты надели пиджаки. Зрителей усадили по обе стороны от артистов – получилось бифронтальное пространство.

Из театра «Между строк» родился и другой проект – «Сказка с оркестром». Артист Павел Захарченко под музыку оркестра (пока не живого) читал сказку «Золотой петушок», а на экране проецировалась песочная анимация, которую тут же создавал художник. Возможно, в будущем мы привлечём живой оркестр. И нас уже спрашивают, будет ли что-то подобное для взрослой аудитории.

Возобновит ли «Театр между строк» свою работу осенью? Скорее всего, после премьеры.

Победой прошлого сезона было то, что театр стал принимать зрителей чаще. Раньше представление мы давали раз в неделю. Потом ввели спектакль буднего дня. Потом начались читки по пятницам. А к этому еще иногда добавлялись другие мероприятия, как например спектакли для детской студии. Сцена «не остывала».

Как относятся к этому артисты? Не знаю. Может быть, кто-то бы и предпочёл пойти домой. Но я думаю, что читки им идут на пользу. Такое количество ролей они бы через себя не пропустили, будь у нас даже огромные постановочные цеха и много денег. А без новых ролей артист начинает «киснуть».

Наверное, стоит рассказать, что в этом году наш заведующий постановочной частью Василий Куценко, который не имеет специального образования, ездил в Москву по проекту СТД «Театральное ПТУ», где завпостам со всей России в течение месяца лучшие специалисты страны читали лекции о возможностях театральной сцены, показывали оборудование Большого, Вахтанговского, других театров, водили на спектакли. И мы ждём, что полученный Василием Викторовичем опыт положительно скажется на нашей работе.

 

О разговоре с губернатором

В заключение разговора мы спросили Александра Геннадьевича, о чём он разговаривал с губернатором Вениамином Ивановичем Кондратьевым во время региональной конференции «Единой России» в июле. Тогда в фойе концертного зала Кубанского казачьего хора для участников конференции в виде стендов были презентованы партийные проекты, в том числе проект «Театры малых городов» – его представлял наш сегодняшний собеседник. Губернатор на несколько минут задержался у театрального стенда и что-то заинтересованно спрашивал у режиссёра туапсинского ТЮЗа.

– Его интересовало, на что именно будут потрачены средства, которые нам выделят, и я ему подробно объяснил про всё то необходимое оборудование, которое мы приобретаем. Губернатор поинтересовался, насколько эта помощь способна улучшить спектакли. Я ответил, что для нашего тетра эта помощь весьма и весьма значительна. Тогда он спросил, будут ли к нам больше ходить на спектакли. Потому что укрепление материальной базы – дело нужное, но если не будет зрителя, никакого смысла в нём нет. Я заверил губернатора, что тут наши позиции полностью совпадают.

 

В. Беляев «Черноморье сегодня»

«Черноморье Сегодня»


 
По теме
Премьера спектакля пройдет 1 и 2 ноября на малой сцене. История о тихом семейном счастье с непредсказуемым финалом поставлена по пьесе народного артиста РФ, сценариста, кинорежиссёра и драматурга Виктора Мережко .
Зрителям в октябре показали постановку, созданную из фрагментов нескольких будущих спектаклей — «Щелкунчик», «Стойкий оловянный солдатик», «Приключения Незнайки», «Золотая антилопа».
Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет - Газета Трибуна Алеся Духнай отчиталась о работе за пять лет Глава и председатель Совета Первореченского сельского поселения выступила с докладом перед депутатами и жителями села.
Газета Трибуна
Форум прошел с пользой - Газета Заря Кубани Сегодня программа Всекубанского форума приемных семей в Сочи была насыщенной.
Газета Заря Кубани
История моей семьи - Газета Трибуна История моей семьи В Год семьи, объявленный Владимиром Путиным, президентом России, еще раз осознаешь ценность сохранения исторической памяти о своих предках, родных и близких людях.
Газета Трибуна